(Введенский Евфимий Иванович; 1756, г. Юрьев-Польский Московской губ., ныне Владимирской обл.- 22.05.1813, Лаврентиев калужский мон-рь), еп. Калужский и Боровский. Род. в семье диакона. Фамилию получил по месту служения своего отца - в юрьев-польском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыре. Окончил Владимирскую ДС, в 1788 г.- Славяно-греко-латинскую академию. В 1787 г. (по др. сведениям, в 1788) был пострижен в монашество с именем в честь мч. Евлампия, рукоположен во иерея и назначен префектом (инспектором) Троице-Сергиевой семинарии, в 1792 г.- ректором семинарии. С 1792 по 1795 г. Е. был наместником ТСЛ. С 23 июля 1795 г. игумен Заиконоспасского московского монастыря, с дек. 1797 г.- архимандрит Донской иконы Божией Матери московского монастыря.
29 июня 1801 г. Е. был хиротонисан во епископа Архангельского и Холмогорского. Новопоставленный архипастырь, по словам знавшего его кн. А. Долгорукого, «проводил жизнь анахорета», чем удивлял ближних. Освятил неск. церквей в Архангельске, в т. ч. в 1802 г. восстановленные после пожара приделы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и пророка Илии в Рождественском храме и в 1805 г. уникальный иконостас кафедрального Троицкого собора, впосл. поразивший имп. Александра I («Я всю Россию дважды объехал, но таких царских врат нигде не видел»). Награжден орденом св. Анны 1-й степени (1806).
16 апр. 1809 г. Е. был переведен на Калужскую и Боровскую кафедру. Будучи весьма требователен к ищущим священного сана, рукополагал во пресвитеров лишь окончивших ДС и только по достижении возрастного ценза; подобная практика в то время была исключением. Если воспитанник просил рукоположения до окончания учебы, Е. предлагал доучиться, а исключения делал только по просьбам вдов и сирот духовного звания. Даже диаконов посвящал на места своих отцов лишь после строгого личного испытания. Редко переводил клириков с места на место; вразумлял тех священников, кто «по болезни» оставляли деревенские приходы и нанимались служить ранние литургии в городских храмах Калуги.
Одаренный проповедник, Е. боролся с увлечением нехрист. мистицизмом, охватившим городское общество в нач. XIX в. Положил много сил для улучшения духовного образования в Калужской епархии. Когда количество учащихся в Калужской ДС достигло 900 чел., Е. отделил семинарию от уч-ща, перестроив семинарское здание, устроил общежитие для семинаристов, а для уч-ща купил и перестроил усадьбу Билибиных. По опыту зная бедственное положение семинарских преподавателей, Е. часто помогал им из собственных средств. В годы управления Е. Калужской епархией на окне Ильинской ц. г. Калуги был явлен образ прор. Божия Илии. Горожане почитали образ чудотворным, и по указу архипастыря он был перенесен в кафедральный собор. В калужской Хлюстинской больнице 6 окт. 1809 г. Е. освятил ц. во имя св. блгв. Александра Невского. Особо благоволил Е. к Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст., в 1811 г. освятил ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери в Оптиной пуст., после служения на кафедре собирался удалиться на покой в эту обитель.
В 1812 г. в Калужскую губ. вступили войска имп. Наполеона. 6 июля 1812 г. в Калуге был получен манифест, призывавший все сословия империи к оружию и к пожертвованиям. По личному примеру Е. духовенство Калужской епархии собрало пожертвования «на военныя издержки» (9204 р. и различные золотые и серебряные предметы). По благословению Е. в ряды калужского ополчения (15 тыс. чел.) вступили и семинаристы. После молебна архиерей привел ополченцев к присяге, произнес напутственную речь. Окропив ратников св. водой, Е. вручил начальнику ополчения ген.-лейтенанту Шепелеву хоругвь с изображением Калужской иконы Божией Матери и Калужского блж. Лаврентия. (После возвращения ополчения из заграничного похода с 1814 хоругвь находилась в калужском кафедральном соборе; ныне - в Калужском краеведческом музее.) Молитвенный подвиг святителя отмечен в акафисте Божией Матери, читаемом перед Калужской иконой.
По благословению Е. во время войны во всех церквах епархии ежедневно совершались богослужения и соборные молебны с крестным ходом, а перед Калужской иконой Божией Матери - ночные молебны. С 1812 г. в память избавления Калуги от опасности по благословению Е. ежегодно 12 окт. (в день битвы под Малоярославцем) вокруг города стал совершаться крестный ход с Калужской иконой Божией Матери. После наполеоновского нашествия мн. храмы и мон-ри епархии были разрушены и, согласно поданному Е. рапорту, Святейший Синод обязал соседние с Калугой епархии помогать восстановлению обители и церкви. Так, из Тулы в Калугу были присланы 8 напрестольных крестов, 21 Евангелие, 8 комплектов богослужебных сосудов, 108 комплектов покровцов, 91 риза; из Курска - 3 ящика с облачением и утварью и еще 3 ящика - от мон-рей и церквей С.-Петербургской епархии. При непосредственном участии Е. в Калуге была образована комиссия для помощи бедствующему духовенству.
Когда в авг. 1812 г., перед вступлением франц. войск в Смоленск, Смоленский и Дорогобужский еп. Ириней (Фальковский) покинул епархию вместе с частью духовенства, Е. был назначен временно управляющим и Смоленской епархией. Однако пережитые трудности сказались на его здоровье: 2 мая 1813 г. он ушел на покой, поселившись в Лаврентиевом калужском в честь Вознесения Господня мон-ре. Проводил время в посте и молитве, собрал обширную б-ку на рус., лат. и франц. языках. Заложил у стен обители фруктовый сад.
По воспоминаниям современников, обладая слабым здоровьем, Е. вел аскетический образ жизни, регулярно совершал богослужения, черпая силы «у престола». «Я только тогда чувствую себя здоровым, когда служу»,- признавался он. Скончался во время литургии в день празднования Вознесения Господня. Завещал похоронить себя в Лаврентиевом монастыре, но по ходатайству почитавших архипастыря калужских горожан погребен в кафедральном Троицком соборе Калуги, около юж. стены. Отпевание архиерея совершил Тульский и Белёвский еп. Амвросий (Протасов). В XIX - нач. XX в. на могиле Е. служились панихиды, верующие получали исцеление. В 20-х гг. XX в. собор был закрыт, в нем располагались различные учреждения. После возвращения собора Калужской епархии в 1991 г. в подвальных помещениях были обнаружены оскверненные останки неск. архиереев.